У преподавателей различных школьных дисциплин часто возникает необходимость проверить знания учащихся по предмету. Проще всего решить эту задачу с помощью тестирования — тесты экономят время и учителя, и учеников.
В интернете можно найти готовые тесты — но их, вместе с правильными ответами, с тем же успехом найдут и школьники. Лучший вариант — предложить незнакомый тест, специально составленный по теме конкретного урока. Но составить тест онлайн с помощью конструктора — это тоже временные затраты для преподавателя. Значительно быстрее получить результат, используя инструмент на основе алгоритмов искусственного интеллекта — генератор тестов.
Как использовать нейросеть для генерации школьных тестов
ИИ часто применяют для создания тестовых заданий — ведь он способен оперативно, буквально за секунды, генерировать тематические вопросы и ответы. Но для получения качественного результата нейросеть нуждается в правильно поставленной задаче. Следует определиться и с целями тестирования:
- проверить знания учеников по конкретной теме школьного курса по определенному предмету;
- оценить уровень подготовки учащихся к экзамену;
- отобрать кандидатов на предметную олимпиаду и т. д.
В зависимости от целей и задач вы задаете нейросети четкие параметры будущего теста.
Как работает генератор теста
Инструмент предлагает пользователю заполнить следующие поля:
- Предмет — указываете, что преподаете.
- Тема урока
- Типы вопросов (вы можете предложить ученикам выбрать правильный вариант ответа из нескольких, соотнести одно утверждение с другим, вставить пропущенные слова).
- Уровень обучения — здесь укажите класс.
- Желаемое количество вопросов в тесте.
Далее нажмите кнопку генерации — и сервис сгенерирует ряд вопросов с заданными вариантами ответов — для сопоставления или с возможностью выбора верного варианта.
Результат первичной генерации необходимо обязательно проверить — возможно, он нуждается в редактировании, содержит ошибки или неточности. Программа для составления тестов не обладает человеческим разумом и багажом знаний, она оперирует имеющимися в ее распоряжении базами данных. И если не находит нужного источника — вполне способна «придумать» его, предложить вымышленные сведения или факты.
Коррекция результатов
Пример: вы сформулировали задачу составить тест для учеников 10 класса об отношении к войне персонажей романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Но результаты генерации вас не устраивают: для каждого вопроса нейросеть предлагает практически идентичные списки имен персонажей. Это Болконский, Безухов, Николай и Наташа Ростовы, Анна Шерер.
Как скорректировать тест, чтобы он предлагал более разнообразные варианты и помог ученикам вспомнить больше персонажей романа? Слева имеется поле редактирования. В нем вы убираете повторяющиеся пункты и дополняете новыми получившийся результат:
Какой герой из «Войны и мира» воспринимает войну как неизбежное испытание?
- Наташа Ростова
- Андрей Болконский
- Анна Павловна Шерер
- Николай Ростов
- Пьер Безухов
В следующих вопросах тот же набор имен. Оставляем в каждом правильный вариант ответа (он отмечен галочкой), а остальные разбавляем и заменяем другими. Персонажей в произведении Толстого достаточно.
При генерации ответов на следующий вопрос нейросеть «не замечает», что 2 варианта из 5 в принципе неподходящие — это женские персонажи, все те же Шерер с Наташей. Они вроде бы не валькирии, а дамы из высшего света русского общества. Убираем их.
Кто из героев романа находит в войне смысл своей жизни?
Теперь варианты ответов выглядят так:
- Борис Друбецкой
- Капитан Тушин
- Платон Каратаев
- Андрей Болконский ✔
- Анатоль Курагин
Из третьего вопроса мы устраняем повторяющиеся имена, оставляя правильный вариант.
Какой герой испытывает противоречивые чувства по отношению к войне?
- Николай Ростов
- Василий Денисов
- Пьер Безухов ✔
- Федор Долохов
- Василий Сергеевич Курагин
Так же поступаем и с четвертым. Но обратите внимание, у нас слишком много персонажей-мужчин. Исправляем ситуацию, вопрос вполне допускает наличие среди вариантов ответов женских персонажей. История знает немало женщин, умевших пользоваться критическим положением в своей стране, чтобы добиться власти, влияния или славы.
Кто из героев относится к войне как к средству достижения своих амбициозных целей?
- Марья Дмитриевна Ахросимова
- Михаил Кутузов
- Соня Ростова
- Наполеон ✔
- Элен Курагина
Если вариант с французским императором кажется вам слишком очевидным, замените его Пьером Безуховым, это тоже будет корректный ответ.
Как видите, составление тестов онлайн с помощью генератора — не механическая, а творческая работа для учителя. Получившиеся результаты вы можете сохранить для себя — просто скопировать или экспортировать в формате Word или текстового файла.
Преимущества применения ИИ сложно недооценить: вам не требуется самостоятельно придумывать вопросы, часть ответов не потребуется корректировать. Даже если результат работы нейросети окажется далек от идеала — он создаст базу для дальнейшего составления теста. Вы можете переформулировать любой пункт, придумать дополнительные, сделать часть вопросов провокационными — заставляющими учеников «включить голову». Главное — помнить: нейросеть — инструмент, он не работает за вас, он только помогает.